понедельник, 1 октября 2012 г.

О семинаре.


О семинаре для родителей и специалистов по работе с детьми с нарушениями развития.     Центр А.И. Бороздина. 

Хочется выразить огромную благодарность организаторам  этого семинара и отдельно Наталье (preodolenie)  и Светлане (ДЕНИ) за то, что состоялась такая возможность послушать и поучиться у специалистов из этого центра. Радует, что все три дня было много логопедов, дефектологов, воспитателей г.Томска , были представители из ВУЗов. Уверена, что каждый получил для себя много нужной информации и обязательно будет использовать ее в работе.
Мысль, которую донесли специалисты из центра Бороздина - обучению подлежит каждый ребенок, работать и развивать можно любого, невзирая на диагноз. Хотя диагнозами они особо и не интересуются.
В первый день мы посмотрели фильм «Новые пигмалионы», в котором показывалась работа центра, дети, которые этот центр посещают, родители. Затем выступал сам Алексей Иванович Бороздин. Я читала про него, конечно, но послушать его было очень интересно. Уже немолодой, каждый шаг дается с трудом…но он сияет прям, речь его интересна, с юмором.  Удивительно, как человек пришел в коррекционную педагогику.
Структура занятий в центре очень проста. Ребенок два раза в неделю приходит заниматься. Занятия: ИЗО, музыка и общее развитие, каждое по 30 минут. Остальное время ребенок занимается дома. Главное - не перегрузить ребенка и чтобы ему хотелось снова прийти.
Дети, с которыми занимаются в центре, имеют очень сложные диагнозы: имбецильность, аутизм, синдром Дауна, порой у одного ребенка несколько диагнозов. Дети могут находиться в центре с 2 до 12 лет, иногда задерживаются и дольше. Как говорят сами специалисты, если ребенок пришел к ним и сидит работает -это не их ребенокJ.
Очень много на семинаре уделялось работе именно с аутичными дети.

Во второй день как раз была тема : «Абилитация детей с РАС средствами изобразительной деятельности». Задачи, которые ставят для себя специалисты :расширить восприятие мира, вывод на контакт (социализация).
Я сама дома много занимаюсь с ребенок и Изо-деятельностью в том числе, искала информацию именно по работе с детьми с РАС, честно скажу, ее практически нет. Здесь же рассказали и показали, куда двигаться в этом направлении. Все мы знаем, что зачастую рисунки у ребенка-аутиста стереотипны. Например, мой сын рисует всегда практически одно и то же: машину, солнце, человека, клоуна и арбуз. Но начнем по порядку.
Во-первых, нужно придавать рисованию и любой творческой деятельности смысл. Каким образом: нарисовать предварительно рисунок восковым карандашом, если ребенок привык все зачеркивать - проявится рисунок, можно подкладывать рельефный трафарет. Там вообще очень много работают по трафаретам. Мы дома это начали практиковать - сыну нравитсяJ Здесь же рисование по образцу, по картинке. Этот этап уже, наверно, сложнее. У нас это впереди.
Далее, нужно стараться переводить стереотипные рисования в предметные и сюжетные картинки. Например, рисует ребенок машинку, рука в руке подрисовываем дорогу и все. Что можно встретить. Легко? Пожалуй, да. Это мы тоже начали пробовать, пока сын на стадии сопротивления, здесь же рушатся стереотипы.
Рисование рука в руке- тоже важная деталь.
Еще предлагается соединять по точкам (начинать с линий, дальше выходить на фигуры сложнее).
Штрихование фигур, подрисовывание элементов (например, окошки в домике). Все это можно использовать и родителю при работе с ребенком.
Декоративное рисование: работа с гуашью, закрашивание фона, рисование вертикальных и горизонтальных полос, точки в получившихся квадратах – на что хватает фантазии.
Детские изображения педагог может дорисовать, придать форму и содержание.
Еще что можно делать-нарисовать рисунок карандашом. Учить ребенка обводить.
Также к ИЗО - деятельности относится и аппликация: тут работы по образцу как из готовых материалов (заранее приготовленных педагогом), также и совместное их приготовление, работа ножницами.

Во время занятий педагог сидит сзади ребенка (если ребенок мал). Очень удобно, мы дома так попробовалиJ сыну так понравилось больше, чем когда я сбоку, и мне удобнее ему помогать.
Принципы работы: ненавязчивость, работа должна проводиться слегка на опережение, эмоциональное проговаривание, возврат на работу по инструкции (т.к. ребенок частенько «уплывает» в совместной работе, в таком случае нужно «отпускать» на желаемую деятельность. Когда ребенок занимается своей деятельностью - такую работу называют самотонизированием.
И еще один принцип - от простых к сложным рисункам. Стереотипия вводится в сюжет. Желательно (может даже и обязательно) прописывание слов (нарисовали машину-подписали).
При такой работе у детей идет наработка новых стереотипов, один стереотип расширяется.
Нужно вводить предметное рисование. Сюда входит рассматривание игрушки, называние и выделение частей ее, лепка, рисование контура рука в руке, самостоятельное закрашивание, а позднее и самостоятельное рисование. С помощью поэтапных инструкций обучать закрашивать разные части одного предмета, фона рисунка. Образцами также могут выступать игрушки, картинки. Увлечь ребенка-это главное.
В этот же день немного совсем рассказали о музыкальной работе с аутистами.На музыкальных занятиях много поют, общаются. Здесь сперва выстраивают некие стереотипы, затем их постепенно разрушают (например, замедляют песню).


Что еще важного и интересного стоит вспомнить.
Ребенок проходит все этапы развития в замедленном темпе. Важно оценить актуальный уровень развития. Проанализировать, что может делать ребенок, но еще не делает. Т.о. решается, чему нужно обучить. Какие задачи может решить педагог, а какие родитель. Разделить каждое умение на составляющие  его действия – маленькие шажочки. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам. В овладевшую уже задачу ввести изменения и дополнения.

В третий день мы посмотрели передачу «Энергичные люди». Этот день посвящался и работе с родителями в том числе, поэтому показали, что родители готовы сделать, чтобы помочь своему ребенку.
Главной темой этого дня была тема: «Развитие речи у детей с нарушениями аутистического спектра»
Главный принцип-принятие ребенка, независимо от диагноза. Следующий принцип-не делать быстрых выводов, принцип ожидания, индивидуальный подход, идти от ребенка.
Что можно сделать, чтобы наладить контакт: начинать с общения на расстоянии, затем внедрение в пространство ребенка (прикосновение, поглаживание), привлечение к деятельности (ИЗО), формирование работы за столом (к этому они пришли не сразу, сперва занимались там, где ребенка «поймают»)), работа с ребенком, не взирая на его состояние. Ну и постоянное проговаривание всего.
Работа на развитие речи с аутистами очень трудная,  с каждым ребенком работают по-разному. У кого-то идет глобальное чтение, кто-то с кубиками, кто-то с буквами. Много работают перед зеркалом (кричат,  «пугаются» АААJ, подключают к этому ребенка, отрабатывают эмоции). Работа со словом многогранна. Например, изучают слово КЕФИР. Его сперва находят, вырезают, клеят, выкладывают из букв, затем ребенок пишет при помощи педагога по точкам это слово. Следующий этап-это письмо на слух (короткие знакомые слова).
Важно даже с неговорящим ребенком вести диалог. Начинать занятие можно так: Давай поговорим, расскажи…затем, видишь, мы с тобой разговариваем, давай расскажи еще раз. И говорить при этом и за него и за себяJ

За эти дни посмотрели огромное количество роликов, на которых дети показаны без всяких прикрас  Это и мальчик имбецил, у которого агрессия в поведении, из слов –маты, это и Маша с тяжелой формой аутизма и в хорошие и в тяжелые моменты и многие другие дети. Но как здорово, когда слышишь, что у неговорящего ребенка рождается звук, а он при этом счастлив. Это дает силы и надежду.
Понравилась там и работа с родителями. Я уже привыкла к тому, что приводишь ребенка на занятия и ходишь себе ищешь на это время развлечение. Здесь же родитель через камеры может наблюдать за работой не только своего ребенка, но и других детей. Может непосредственно присутствовать на занятии с ребенком, а может общаться с другими родителями либо общаться с психологом.

Я ,конечно, написала не все, что происходило за эти три дня. Очень рада, что есть возможность ходить и учиться у таких специалистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий