воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Картинка...слово...образ

           Понимание речи у каждого ребенка происходит плавно с самого рождения. Малышу еще нет и года, а он уже глазками или жестом реагирует на знакомое слово, выискивая взглядом названный  предмет и указывая на него. Так развивается и познает мир почти каждый ребенок...но только не ребенок с аутистическим расстройством. Его можно долго расспрашивать и просить указать на какой-то предмет, не получая в ответ никакой реакции. Трудно понять-понимает ли ребенок слово и просто не показывает на предмет, или совсем не соотносит предмет и слово, или вообще не различает произнесенные звуки.Особенно сложно с неговорящим ребенком, очень трудно определить у него даже  пассивный словарный запас.  Поэтому мы активно ведем работу по пополнению лексикона:) Для этого используем картинки, по возможности образы и слово. К слову сказать, глобальное чтение у нас присутствует во многих занятиях, и это дает свои положительные результаты.
Итак, прежде всего мы учились соотносить картинку и образ (предмет).Во-первых, чтобы у ребенка не возникло привязанности слова к определенной картинке (под каждое изображение предметы можно заменять.Например, к картинке с  собакой можно использовать разный объемный материал:мягкую собачку, резиновую, пластмассовую, либо менять картинку). Во-вторых, такое занятие готовит детей соотносить слово с реальным предметом, в-третьих, учимся сравнивать и сопоставлять.
Вот так выглядел наш первый материал:
Были выбраны знакомые игрушки, к ним найдены соответствующие картинки. Для начала можно взять меньше картинок (всегда помним про принцип "от простого к сложному"), но у нас уже были навыки работы с картинным материалом, и  мы начали  работу сразу с шестью карточками.Сперва ребенок раскладывал карточки, я четко озвучивала, затем из нашей волшебной сумочки доставались игрушки, и с моей помощью мы находили ей место. Начинали эту работу, когда сын не показывал и не подавал по просьбе ни один предмет.При такой работе название предмета повторяется очень часто (разложили карточку-назвали, достали игрушку - озвучили, затем прошу подать или показать и еще раз, когда уже убираем их обратно).Не забываем про подсказки (указываем на нужный предмет или картинку, помогаем ему жестом показать или взять, если требуется), но стремимся к тому, чтобы подсказки сошли на нет. Когда ребенок начинает понимать, что от него требуется, работа идет гораздо быстрее:) Больше всего времени уходит на первый этап. Как только видим, что ребенок стал соотносить картинку и предмет, можно расширять работу.
Дальше я выбирала определенную тематику, находила нужные образы-предметы к картинкам и подключала глобальное чтение.
Например, тема "Игрушки". Карточки покупные, некоторые картинки не совсем в тему, но тем не менее их мы тоже оставили.
Эти карточки уже подписанные, поэтому ребенку было легче ориентироваться при наложении слова. Сперва тоже подаю карточку, называю, ребенок раскладывает, затем подаю написанное слово, потом уже даю игрушку или предмет. Через определенное время некоторые игрушки заменялись другими.
Вот, что получалось в итоге:
Следующие карточки у нас уже были без подписей, но используя подсказки, помогаем ребенку научиться соотносить слово и картинку. Таким образом мы изучили тему "Овощи" и "Фрукты".


Если не хватало игрушечного реквизита, в ход шли настоящие овощи, Кирилл накладывал на картинки настоящий полуметровый кабачок (другого зимой не нашлось)), лук и кочан капусты:) Но только соединив слово-картинку-предмет начинал правильно выполнять инструкции.
Также работали и с фруктами:


Следующие наши темы: одежда, посуда - то, чем ребенок пользуется в повседневной жизни. Карточки делала самостоятельно, учитывая, что в быту используется чаще. Карточки с одеждой накладывались на реальные вещи, которые часто носим.А посуда уже сразу ассоциировалась с настоящими вилками, ложками и тарелками.


Одна из последних наших тем- "Животные" 


Это уже работа будет с продолжением, будем подключать глаголы и звукоподражания.

Буквально за 2 месяца мы смогли выучить этот материал, Кирилл научился правильно показывать и подавать нужные предметы, я для себя могу четко определять, что ребенок уже точно знает, а над чем еще нужно работать, могу знать, какой примерный пассивный словарный запас. Он научился выделять эти слова на слух, находить их в другом материале (например, лото), изученные предметы всегда показывает.



Комментариев нет:

Отправить комментарий