Рано или поздно родители детей с аутизмом задаются вопросом - в какой сад идти? В общем-то, выбора особо и нет: либо это обычный сад, где наполняемость в группе-от 25 детей, либо коррекционный сад, где мало кто знает, как работать с ребенком, имеющим такой диагноз.
Вот и я в какой-то момент вместе с такими же мамами задумалась над этим вопросом.
Вот и я в какой-то момент вместе с такими же мамами задумалась над этим вопросом.
Именно тогда пришла нам идея открыть группу для своих детей, к нашему счастью, информация про коррекцию и развитие детей с аутизмом в последнее время становится все более доступной и открытой.
К этому времени мы уже начали обучаться на дистанционных курсах по АВА-терапии, т.к. именно в рамках АВА мы и планировали работать.
К этому времени мы уже начали обучаться на дистанционных курсах по АВА-терапии, т.к. именно в рамках АВА мы и планировали работать.
Начали мы с поиска помещения - и первая удача нам улыбнулась:) Когда-то давно мы с Кириллом ходили заниматься в службу лечебной педагогики. Именно к ним мы и решили обратиться, и, к нашему удивлению, за небольшую арендную плату мы получили возможность пользоваться достаточно большим помещением, наполненным детским развивающим материалом, музыкальными инструментами, сенсорными приспособлениями и прочими приятными дополнениями.Каждый день с утра и до обеда мы имели возможность заниматься с нашими детками.
Следующий шаг - найти супервизора, готового курировать нашу работу. В декабре 2012 года к нам с трехдневным семинаром приезжала замечательная Екатерина Борисовна Жесткова (отзыв об этом семинаре я оставляла на сайте фонда "Обыкновенное чудо" http://chudo.tomsk.ru/projects/article/113-seminar-ekaterini-zhestkovoy-moskva-.html). Двое наших ребят в то время попали к ней на консультацию, им было проведено тестирование и написаны программы, которые, к сожалению, так и пролежали мертвым грузом, т.к. мамы к АВА еще не созрели. Именно к Екатерине Борисовне мы и обратились, и снова, к нашему счастью, мы получили согласие. К этому времени Екатерина Борисовна стала первым российским сертифицированным поведенческим аналитиком, ВСВА.
Начался сентябрь, то время, на которое мы запланировали открытие нашей группы. Стали отрабатывать расписание: старались наполнять все время пребывания наших детей в группе максимально-полезными мероприятиями. В наше расписание входили:
- завтрак;
- ежедневный круг-приветствие (песенка с движениями на имитацию);
- логоритмика (использовали песенки Железновой);
- 2-3 занятия с каждым ребенком по индивидуальной программе;
- творческая работа;
- музыкальные занятия;
- игровая деятельность;
- деятельность, направленная на физическое развитие ребенка (сенсорные дорожки, балансировочные доски, преодоление препятствий и т.д.).
Т.к. подобного родительского опыта мы в интернете не нашли - мы делали его сами)
Берем на вооружение многие идеи, встреченные в тематических группах на facebook.com
Например, приходя утром в группу, каждый ребенок прикрепляет свою "ладошку" на планшет:
Эту идею мы заимствовали из https://www.facebook.com/abaclass?ref=profile, она понравилась и нам и детям:) Ежедневную песенку - приветствие мы тоже взяли отсюда.
У каждого ребенка есть своя индивидуальная программа, которая включает в себя работу над коррекцией нежелательного поведения, развитием навыков коммуникации (все наши дети, к сожалению, неговорящие), навыков самостоятельности, академических и игровых навыков.
На сегодняшний день все детки общаются при помощи системы альтернативной коммуникации PECS, кому-то удалось полностью избавиться от нежелательного поведения (истерики, щипание, самоповреждающее поведение), кто-то еще на пути к победе. Но значительные успехи сделал каждый ребенок!
Вот так выглядят наши коммуникативные книги:
Красная "запрещающая"страница |
Жетоны -магниты очень удобны в работе, яркие, заметные и легко снимаются:
У каждого ребенка свои поощрения - это и сладости, и различные яркие игрушки, и похвала, и тактильные игры. Сейчас дети уже сами выбирают себе поощрения.
На постоянной основе обогащаем развивающую среду своим деткам:
Это "сухой" бассейн с крашеным рисом, удовольствие оказалось для всех детей огромное, каждый мальчишка нашел, как с ним можно играть.
В отличие от рисового бассейна кинетический песок понравился не всем, но кое-кому очень сильно:)
Кроме этого детки играют с кварцевым песком, "сухим" бассейном из фасоли, из аквариумного грунта, гелевых шариков.
Нам очень повезло с музыкальными занятиями. Раз в неделю у каждого ребенка есть индивидуальное занятие и раз в неделю мы ездим в студию танца и движения к замечательному педагогу на групповое занятие. Эти занятия проводят разные педагоги, и они (занятия) совершенно непохожие. На индивидуальных - это всегда живая музыка, красивейшее пение, интересные музыкальные инструменты, некоторые я впервые увидела только здесь:) Многие инструменты сделаны руками педагога. Каждый из ребят в силу своих возможностей занимается на занятии, пытаются подпевать:)
Калимба, имеет потрясающее звучание. |
Это лишь малая часть инструментов, особо хочется выделить псалтирь, это смычковый инструмент. Ребенок сидит на стуле, ноги его находятся на этом инструменте (псалтирь лежит на полу) , педагог смычком водит по струнам и вибрация постепенно поднимается от ног по всему телу. Это дает удивительные впечатления. Создается эффект "заземления":).
На групповых занятиях тоже интересно, используется много элементов народного творчества (игры, пестушки, русские народные песни), звучит различная музыка, в том числе и живая (игра на пианино, на различных музыкальных инструментах).
Большое внимание уделяем творческим занятиям. Вырезание, аппликация, рисование красками, мелками, карандашами, губками, работа со штампами и трафаретами, с природным материалом, работа с тестом и пластилином, оригами. Спасибо интернету - идей великое множество:)
Это тематические сердечки - на День св.Валентина. |
Как и все дети, наши очень любят активные игры:
В благотворительных целях к нам приходили аниматоры из праздничного агентства "Весело"с интересной программой, опытами, а театр мыльных пузырей "Акварель" удивлял детей огромными мыльными пузырями. На эти праздники мы приглашали и других детей и их мам.
Дети, которые пришли в нашу группу, считаются самыми сложными в детских общеобразовательных учреждениях. И, как оказалось, все они могут иметь устойчивую положительную динамику, каждый ребенок может общаться и делает это с удовольствием.
Мы делимся своим опытом с педагогами и родителями, к нам в гости в этом году приходили учителя коррекционных школ и воспитатели детских садов, тесно сотрудничаем с нашей ПМПК, выступаем на семинарах и конференциях - в общем, несем знания в массы:)
Мы делимся своим опытом с педагогами и родителями, к нам в гости в этом году приходили учителя коррекционных школ и воспитатели детских садов, тесно сотрудничаем с нашей ПМПК, выступаем на семинарах и конференциях - в общем, несем знания в массы:)
Потрясающе!!! Какие же вы молодцы! И результаты впечатляют!
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв:)
УдалитьЗдравствуйте, а в каком городе вы находитесь? у нас в Иркутске нет ничего подобного...Напишите пожалуйста координаты - где можно пройти курсы дистанционного обучения по ава
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, мы в Томске:) Дистанционные курсы для родителей можно пройти у Юлии Эрц (доступно, удобно и интересно) http://www.aba-kurs.com/obrazovatel-programma.html. Учитесь, ищите сообщников и воплощайте идеи в жизнь!:)
УдалитьЗдравствуйте. Подскажите, можно ли попасть в группу ребенку школьного возраста? И главное, где найти такого замечательного музыкального педагога?
ОтветитьУдалитьДети школьного возраста могут посещать индивидуальные или индивидуально-групповые занятия.
Удалить