вторник, 17 июня 2014 г.

Как открыть группу для своего ребенка с диагнозом аутизм.

Рано или поздно родители детей с аутизмом задаются вопросом - в какой сад идти? В общем-то, выбора особо и нет: либо это обычный сад, где наполняемость в группе-от 25 детей, либо коррекционный сад, где мало кто знает, как работать с ребенком, имеющим такой диагноз.
Вот и я в какой-то момент вместе с такими же мамами задумалась над этим вопросом.
Именно тогда пришла нам идея открыть группу для своих детей, к нашему счастью, информация про коррекцию и развитие детей с аутизмом в последнее время становится все более доступной и  открытой.
К этому времени мы уже начали обучаться на дистанционных курсах по АВА-терапии, т.к. именно в рамках АВА мы и планировали работать.
Начали мы с поиска помещения - и первая удача нам улыбнулась:) Когда-то давно мы с Кириллом ходили заниматься в службу лечебной педагогики. Именно к ним мы и решили обратиться, и,  к нашему удивлению, за небольшую арендную плату мы получили возможность пользоваться достаточно большим помещением, наполненным детским развивающим материалом, музыкальными инструментами, сенсорными приспособлениями и прочими приятными дополнениями.Каждый день с утра и до обеда мы имели возможность заниматься с нашими детками.
Следующий шаг - найти супервизора, готового курировать нашу работу.  В декабре 2012 года к нам с трехдневным семинаром приезжала замечательная Екатерина Борисовна Жесткова (отзыв об этом семинаре я оставляла на сайте фонда "Обыкновенное чудо" http://chudo.tomsk.ru/projects/article/113-seminar-ekaterini-zhestkovoy-moskva-.html). Двое наших ребят в то время попали к ней на консультацию, им было проведено тестирование и написаны программы, которые, к сожалению, так и пролежали мертвым грузом, т.к. мамы к АВА еще не созрели. Именно к Екатерине Борисовне мы и обратились, и снова,  к нашему  счастью, мы получили согласие. К этому времени Екатерина Борисовна стала первым российским сертифицированным поведенческим аналитиком, ВСВА.
Начался сентябрь, то время, на которое мы запланировали открытие нашей группы. Стали отрабатывать расписание: старались наполнять все время пребывания наших детей  в группе максимально-полезными мероприятиями. В наше расписание входили:
  •  завтрак;
  • ежедневный круг-приветствие (песенка с движениями на имитацию);
  •  логоритмика (использовали песенки Железновой);
  • 2-3  занятия с каждым ребенком по индивидуальной программе; 
  • творческая работа;
  • музыкальные занятия;
  •  игровая деятельность;
  • деятельность, направленная на физическое развитие ребенка (сенсорные дорожки, балансировочные  доски,  преодоление препятствий и т.д.).
Т.к. подобного родительского опыта мы в интернете не нашли  - мы  делали его сами)
Берем на вооружение многие идеи, встреченные  в тематических группах на  facebook.com
Например, приходя утром в группу,  каждый ребенок прикрепляет свою "ладошку" на планшет:

Эту идею мы заимствовали из https://www.facebook.com/abaclass?ref=profile, она понравилась и нам и детям:) Ежедневную песенку - приветствие мы тоже взяли отсюда.

У каждого ребенка есть своя индивидуальная программа, которая включает в себя работу над коррекцией нежелательного поведения, развитием навыков коммуникации (все наши дети, к сожалению,  неговорящие), навыков самостоятельности, академических и игровых навыков.
На сегодняшний день все детки общаются при помощи системы альтернативной коммуникации PECS, кому-то удалось полностью избавиться от нежелательного поведения (истерики, щипание, самоповреждающее поведение), кто-то еще на  пути к победе. Но значительные успехи сделал каждый ребенок!
Вот так выглядят наши коммуникативные книги:



Красная "запрещающая"страница



Жетоны -магниты очень удобны в работе, яркие, заметные и легко снимаются: 


У каждого ребенка свои поощрения - это и сладости, и различные яркие игрушки, и похвала, и тактильные игры. Сейчас дети уже сами выбирают себе поощрения.


На постоянной основе обогащаем развивающую среду своим деткам:

Это "сухой" бассейн с крашеным рисом, удовольствие оказалось для всех детей огромное, каждый мальчишка нашел, как с ним можно играть.







В отличие от рисового бассейна кинетический песок понравился не всем, но кое-кому очень сильно:)












Кроме этого детки играют с кварцевым песком, "сухим" бассейном из фасоли, из аквариумного грунта, гелевых шариков.




Нам очень повезло  с музыкальными занятиями. Раз в неделю у каждого ребенка есть индивидуальное занятие и раз в неделю мы ездим в студию танца и движения к замечательному педагогу на групповое занятие. Эти занятия проводят разные педагоги, и они (занятия)  совершенно непохожие. На индивидуальных - это всегда живая музыка, красивейшее пение, интересные музыкальные инструменты, некоторые я впервые увидела только здесь:) Многие инструменты сделаны руками педагога. Каждый из ребят в силу своих возможностей занимается на занятии, пытаются подпевать:)
Калимба, имеет потрясающее звучание.




Это лишь малая часть инструментов, особо хочется выделить псалтирь, это смычковый инструмент. Ребенок сидит на стуле, ноги его находятся на этом инструменте (псалтирь лежит на полу) , педагог смычком водит по струнам и вибрация постепенно поднимается от ног по всему телу. Это дает удивительные впечатления. Создается эффект "заземления":).
На групповых занятиях тоже интересно, используется много элементов народного творчества (игры, пестушки, русские народные песни), звучит различная музыка, в том числе и живая (игра на пианино, на различных музыкальных инструментах). 

Большое внимание уделяем творческим занятиям. Вырезание, аппликация, рисование красками, мелками, карандашами, губками, работа со штампами и трафаретами, с природным материалом, работа с тестом и пластилином, оригами. Спасибо интернету - идей великое множество:)

Это тематические сердечки - на День св.Валентина.



Как и все дети, наши очень любят активные игры:



В благотворительных целях к нам приходили аниматоры из праздничного агентства "Весело"с интересной программой, опытами, а театр мыльных пузырей "Акварель" удивлял детей огромными мыльными пузырями. На эти праздники мы приглашали и других детей и их мам.

Дети, которые пришли в нашу группу, считаются самыми сложными в детских общеобразовательных учреждениях. И, как оказалось, все они могут иметь устойчивую положительную динамику, каждый ребенок может общаться и делает это с удовольствием.

Мы делимся своим опытом с педагогами и родителями, к нам в гости в этом году приходили учителя коррекционных школ и воспитатели детских садов, тесно сотрудничаем с нашей ПМПК, выступаем на семинарах и конференциях - в общем, несем знания в массы:)



6 комментариев:

  1. Анонимный20 июня 2014 г., 8:39

    Потрясающе!!! Какие же вы молодцы! И результаты впечатляют!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, а в каком городе вы находитесь? у нас в Иркутске нет ничего подобного...Напишите пожалуйста координаты - где можно пройти курсы дистанционного обучения по ава

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, мы в Томске:) Дистанционные курсы для родителей можно пройти у Юлии Эрц (доступно, удобно и интересно) http://www.aba-kurs.com/obrazovatel-programma.html. Учитесь, ищите сообщников и воплощайте идеи в жизнь!:)

      Удалить
  3. Здравствуйте. Подскажите, можно ли попасть в группу ребенку школьного возраста? И главное, где найти такого замечательного музыкального педагога?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дети школьного возраста могут посещать индивидуальные или индивидуально-групповые занятия.

      Удалить